Его Зеркала не лгут
С художником и дизайнером информационно-рекламного центра АО "ДВМП" Всеволодом Мечковскнм, мы уверены, наши читатели знакомы хорошо. Знакомы прежде всего по его творческим выставкам, а также по сувенирной и рекламной продукции, но проектам, выполненным в интерьерах зданий, на круизных судах и т. д. Сегодня мы решили рассказать о самом художнике, тому есть причина: на днях Всеволоду Мечковскому исполняется 50 лет.
В зимний морозный день 13 декабря 1945 года в г. Новосибирске у молодой женщины, смертельно больной туберкулезом, наперекор всем прогнозам врачей родился мальчик. Она знала, что за его появление на свет заплатит собственной жизнью, но любовь матери сильнее смерти. Этой любовью, переходящей в вечность, она щедро наградила сына, а вместе с ней талантом художника.
Редкой красоты женщина, актриса, ученица Всеволода Мейерхольда, режиссера с мировой известностью, она дает сыну имя Всеволод, в память , о своем учителе. Это имя, как пророчество будущей сложной творческой судьбы. Ему было 2 месяца от роду, когда мать ушла из жизни. Выжил он благодаря бабушке, нежно заботившейся о крошечном больном малыше. Отец женится и забирает сына в новую семью.
Так начинаются первые испытания голодного и холодного детства. И первые радости от уединения в мире отцовской библиотеки на чердаке дома.
Он был хорошим учеником, его увлекают физика, литература, история, древний Рим, " скифы, персы.
Еще в младших классах ему уже знакомо особое одиночество, когда посреди урока, уткнувшись носом в книгу, ребенок делает вид, что слушает учителя, а в душе тем временем совершает чудесные путешествия и строит сказочные замки. .
Он уже чувствует, что наделен особой силой воображения, заполняет рисунками страницы тетрадей.
Он прекрасный рассказчик и фантазер, друзья буквально атакуют Всеволода в ожидании очередной фантастической истории.
Но вот судьба готовит ему новый поворот - умирает от послевоенных ран отец, в семье трое детей. Всеволоду как старшему приходится учиться и работать, чтобы помочь выжить родным.
Первая мечта Всеволода • медицина, хирургия. Верная .рука, твердый глаз, холодный рассудок при виде крови - все говорило в пользу этого выбора. Но любовь к рисованию победила. Вскоре стало ясно в какое русло направится долго сдерживаемая энергия Всеволод хотел стать художником, но в связи с материальными затруднениями поступает в архитектурный институт чтобы учиться рисунку и живописи. В студенческие годы ярко проявляется удивительная многогранность его таланта. Он прирожденный график, но архитектура успела всецело завладеть его душой. После окончания института он проектирует, строит, создает монументальные работы, его проекты печатают в журналах. Всеволод принадлежит к поколению художников, сформировавшемуся после второй мировой войны, отсюда первое его полотно, где он, выступает против насилия, "Диссиденты-68". Он протестует! Ввод в Чехословакию , советских танков - это позор •" советских политиканов, он ' его принимает, как свою вину. С тех пор он не прекращает выступать против насилия, бичевать жестокость в любых ее формах. Он обнажает перед нами все убожество официальной морали. Он одержим той же энергией, что в юности, беспощаден к тем, кто осмелился забыть, что в основе человеческой природы лежат , алчность и жажда власти. Это незабываемо врезается в па- мять каждого из нас, кто видел его картину "Милитаризм".
Одну из самых незабываемых картин "Реквием по мадонне" он вынашивает в душе всю жизнь. Это посвящение матери, которую видел только на фото, которой обязан жизнью. Художник не стремится создать фотографически точный образ, для него важнее аллегория, символ, который несет в себе героиня картины, и смерть, стоящая за ее левым плечом.
Уже зрелым художником . Мечковский обратился к жанру книжной иллюстрации. Он создал иллюстрации к произведениям классиков и современных писателей Салтыкова-Щедрина, Войновича, Булгакова, Гоголя, "Народные сказки". Его плакаты печатаются в Японии, Китае, Сингапуре. Плакат, посвященный спасению китов в северных водах русскими моряками, был выставлен на выставке в Лондоне как один из лучших.
Его работы всегда полны тонкой наблюдательности и выдумки, он гибко и изобретательно меняет манеру в зависимости от поставленной перед ним задачи. У него индивидуальная манера рисунка. Как свободолюбивая, демократически настроенная личность Мечковский сложился в 60-е годы хрущевской "оттепели", как творческий художник сформировался в 70-е г., совпавшие с расцветом брежневского "застоя" в • 80-е он оказался свидетелем кризиса и псевдокоммунистического режима, в 90-е стал очевидцем "перестройки" и распада СССР. Все это время творил в станковой графике, творил много, запоем, но на официальные выставки его практически не пускали, при клеив ярлык "диссидента".
Меняется политический , климат в стране, и Мечковский из диссидента становится широко известным художником как в стране, так и за рубежом. Неоднократно выставляется в Японии, Австралии, Италии, Германии. В 1992 году в городе Тояма (Япония) на выставке "Японское море" о картине "Дерево жизни" искусствовед музея современных искусств Катакиси Сейдзи пишет: "Переплетенные тела людей образу ют толстый ствол , руки-ветки судорожно отбиваются от : огромной хищной птицы.
Люди, из тел которых состоит это дерево, образуют существо странной неприятной ' формы, на плане раскинулись полуостров и море в лунной ночи, освещенные мертвенно-бледным, почти священным светом невидимой луны..." Тема, раскрываемая Мечковским, родилась из жизни сегодняшнего российского общества, в ней отразилась чрезвычайная напряженность, скрытая в нем. Несмотря на фантастичность образов, этот мир выписан чрезвычайно реалистично... Писатель Борис Мисюк пишет о картине "Икар": "У автора остались лишь репродукции, оригинал украли с выставки в Японии (где вообще- то не воруют). Есть, правда, подозрение, что украл картину наш соотечественник (может быть, самый большой поклонник таланта художни-ка?). Нам, русским, "советским", смотреть на "Икара" можно бесконечно. В нем - вся наша жизнь, больше того, много больше – судьба России. "Икар", на мой взгляд, венец творения художника. 3десь он предельно скуп в средствах выражения, все крайне просто - человек гол, крылья из камня. И во времени не ошибешься: в небе инверсионный след реактивного самолета. Все, что мудро, просто. Смотрю, смотрю на "Икара" и плакать хочется: "Господи, бедный мой народ, семь десятков лет пытается взлететь на каменных крыльях"...
Мечковский пишет свои образы, как скульптор. Рисунки Всеволода могут составить особую страницу в истории его искусства, они очень своеобразны, техника их не похожа на традиционную манеру рисования. Серию рисунков-шаржей нельзя назвать портретами, хотя в них искренне и убедительно раскрываются характер и внутренний мир портретируемого. Это меткие портретные зарисовки, тонкий психологический рассказ о талантливых людях, друзьях и их сложной судьбе. Строгий замкнутый контур, четкий перекрестный штрих рисунка, утрированная некрасивость лица, щелочки глаз женщины-худож ницы, однако за всем этим угадывается человек энергичный, обладающий большой внутренней силой. В этих портретах многое преувеличено, много превращено в шутку. Шутка бывает у Всеволода и резкой, когда художник хочет и боится называть вещи своими именами. В рисунке нет скованности, а есть острое чувство формы, движения предмета в пространстве. В последние годы у Мечковского стали появляться картины, которые воспринимаются как пророчества: "Предощущения" (1992),"Титаник-1", "Титаник-2" (1991-1992), "Пастырь" (1994), он пишет их в предчувствии близких бедствий: войны и социальных потрясений, как гражданин страны, переживающий кризис эпохи. (Из статьи Людмилы Варламовой).
Еще не изданный пока аль бом картин художника на зван "Осколки ледяных зеркал". Его зеркала не умеют лгать. Этот образ хорошо олицетворяет развалившийся миф о государстве процветания и благоденствия. Наконец художник признан, но не успех, ни возраст не помешают этому вечному бунтарю живописать историю россии в зеркалах своего сердца.
Татьяна ЖУКОВА