Его Зеркала не лгут

С художником и дизайнером информационно-реклам­ного центра АО "ДВМП" Всеволодом Мечковскнм, мы уверены, наши читатели знакомы хорошо. Знакомы пре­жде всего по его творческим выставкам, а также по су­венирной и рекламной продукции, но проектам, выпол­ненным в интерьерах зданий, на круизных судах и т. д. Сегодня мы решили рассказать о самом художнике, тому есть причина: на днях Всеволоду Мечковскому ис­полняется 50 лет.

В зимний морозный день 13 декабря 1945 года в г. Ново­сибирске у молодой женщины, смертельно больной туберку­лезом, наперекор всем прогно­зам врачей родился мальчик. Она знала, что за его появ­ление на свет заплатит со­бственной жизнью, но любовь матери сильнее смерти. Этой любовью, переходящей в веч­ность, она щедро наградила сына, а вместе с ней талантом художника.

Редкой красоты женщина, актриса, ученица Всеволода Мейерхольда, режиссера с ми­ровой известностью, она дает сыну имя Всеволод, в память ,   о своем учителе. Это имя, как пророчество будущей сложной творческой судьбы. Ему было 2 месяца от роду, когда мать ушла из жизни. Выжил он бла­годаря бабушке, нежно забо­тившейся о крошечном больном малыше. Отец женится и забирает сына в новую семью.

Так начинаются первые ис­пытания голодного и холод­ного детства. И первые радос­ти от уединения в мире отцов­ской библиотеки на чердаке дома.

Он был хорошим учеником, его увлекают физика, литера­тура, история, древний Рим, " скифы, персы.

Еще в младших классах ему уже знакомо особое одиночес­тво, когда посреди урока, ут­кнувшись носом в книгу, ребе­нок делает вид, что слушает учителя, а в душе тем временем совершает чудесные путешес­твия и строит сказочные за­мки. .

Он уже чувствует, что на­делен особой силой воображения, заполняет рисунками страницы тетрадей.

Он прекрасный рассказчик и фантазер, друзья буквально атакуют Всеволода в ожида­нии очередной фантастичес­кой истории.

Но вот судьба готовит ему новый поворот - умирает от послевоенных ран отец, в семье трое детей. Всеволоду как старшему приходится учиться и работать, чтобы по­мочь выжить родным.

Первая мечта Всеволода • медицина, хирургия. Верная .рука, твердый глаз, холодный рассудок при виде крови - все говорило в пользу этого выбо­ра. Но любовь к рисованию победила. Вскоре стало ясно в какое русло направится до­лго сдерживаемая энергия Всеволод хотел стать художником, но в связи с материальными затруднениями поступает в архитектурный институт чтобы учиться рисунку и живописи. В студенческие годы ярко проявляется удивительная многогранность его таланта. Он прирожденный гра­фик, но архитектура успела всецело завладеть его душой. После окончания институ­та он проектирует, строит, создает монументальные ра­боты, его проекты печатают в журналах. Всеволод принадлежит к поколению    художников, сформировавшемуся после второй мировой войны, отсюда первое его полотно, где он, выступает против насилия,  "Диссиденты-68". Он протестует! Ввод в Чехословакию , советских танков - это позор •" советских политиканов, он ' его принимает, как свою вину. С тех пор он не прекращает выступать против насилия, бичевать жестокость в любых  ее формах. Он обнажает перед нами все убожество официальной морали. Он одержим той же энергией, что в юности, беспощаден к тем, кто осмелился забыть, что в основе человеческой природы лежат , алчность и жажда власти. Это  незабываемо врезается в па-  мять каждого из нас, кто видел его картину "Милитаризм".

  Одну из самых незабываемых картин "Реквием по ма­донне" он вынашивает в душе всю жизнь. Это посвящение матери, которую видел толь­ко на фото, которой обязан жизнью. Художник не стре­мится создать фотографичес­ки точный образ, для него важнее аллегория, символ, который несет в себе героиня картины, и смерть, стоящая за   ее левым плечом.                      

 Уже зрелым художником  . Мечковский обратился к жан­ру книжной иллюстрации. Он создал иллюстрации к произ­ведениям классиков и совре­менных писателей Салтыкова-Щедрина,   Войновича, Булгакова, Гоголя, "Народные сказки". Его плакаты печатаются в Японии, Китае, Сингапуре. Плакат, посвя­щенный спасению китов в се­верных водах русскими моряками, был выставлен на вы­ставке в Лондоне как один из лучших.

Его работы всегда полны тонкой наблюдательности и выдумки, он гибко и изобретательно меняет манеру в за­висимости от поставленной перед ним задачи. У него ин­дивидуальная манера рисунка. Как свободолюбивая, де­мократически настроенная личность Мечковский сложился в 60-е годы хрущевской "оттепели", как творческий художник сформировался в 70-е г., совпавшие с расцветом  брежневского  "застоя" в 80-е он оказался свидетелем кризиса и псевдокоммунисти­ческого режима, в 90-е стал очевидцем "перестройки" и распада СССР. Все это время творил в станковой графике, творил много, запоем, но на официальные выставки его практически не пускали, при клеив ярлык "диссидента".

Меняется политический  , климат в стране, и Мечковский из диссидента становит­ся широко известным художником как в стране, так и за рубежом. Неоднократно вы­ставляется в Японии, Австралии, Италии, Германии. В  1992 году в городе Тояма (Япония) на выставке "Японское море" о картине "Дерево  жизни" искусствовед музея современных искусств Катакиси  Сейдзи пишет: "Переплетенные тела людей образу ют толстый ствол , руки-ветки судорожно отбиваются от : огромной хищной птицы.

Люди, из тел которых состоит это дерево, образуют существо странной неприятной ' формы, на плане раскинулись полуостров и море в лунной ночи, освещенные мертвенно-бледным, почти священным светом невидимой луны..." Тема, раскрываемая Мечковским, родилась из жизни  сегодняшнего российского общества, в ней отразилась  чрезвычайная напряженность, скрытая в нем. Несмотря на фантастичность образов, этот мир выписан чрезвычайно реалистично...   Писатель Борис Мисюк пишет о картине "Икар": "У автора остались лишь репродукции, оригинал украли с выставки в Японии (где вообще- то не воруют). Есть, правда,   подозрение, что украл картину наш соотечественник (может быть, самый большой  поклонник таланта художни-ка?). Нам, русским, "советским", смотреть на "Икара" можно бесконечно. В нем - вся наша жизнь, больше того, много больше – судьба  России. "Икар", на мой взгляд,   венец творения художника.    3десь он предельно скуп в   средствах выражения, все   крайне просто - человек гол,   крылья из камня. И во времени не ошибешься: в небе инверсионный след реактивного самолета. Все, что мудро, просто. Смотрю, смотрю на "Икара" и плакать хочется: "Господи, бедный мой народ, семь десятков лет пытается взлететь на каменных крыльях"...

  Мечковский пишет свои образы, как скульптор. Рисунки Всеволода могут составить особую страницу в истории его искусства, они очень своеобразны, техника их не похожа на традиционную ма­неру рисования. Серию рисунков-шаржей нельзя назвать портретами, хотя в них искренне и убедительно раскрываются характер и внутренний мир портретируемого. Это меткие портретные зарисовки, тонкий психологический рассказ о талантливых людях, друзьях и их сложной судьбе. Строгий замкнутый контур, четкий перекрестный штрих рисунка, утрированная некрасивость лица, щелочки глаз женщины-худож ницы, однако за всем этим угадывается человек энергичный, обладающий большой внутренней силой. В этих портретах многое преувеличено, много превращено в шутку. Шутка бывает у Всеволода и резкой, когда художник хочет и боится называть вещи своими именами. В рисунке нет скованности, а есть острое чувство формы, движения предмета в пространстве. В последние годы у Мечковского стали появляться картины, которые воспринимаются как пророчества:  "Предощущения"   (1992),"Титаник-1", "Титаник-2" (1991-1992),  "Пастырь"  (1994), он пишет их в предчувствии близких бедствий: войны и социальных потрясений, как гражданин страны, переживающий кризис эпохи. (Из статьи Людмилы Варламовой).

Еще не изданный пока аль бом картин художника на зван "Осколки ледяных зеркал". Его зеркала не умеют лгать. Этот образ хорошо олицетворяет развалившийся миф о государстве процветания и благоденствия. Наконец художник признан, но не успех, ни возраст не помешают этому вечному бунтарю живописать историю россии в зеркалах своего сердца.

Татьяна ЖУКОВА