«ПОЛЮБИ НАС ЧЁРНЕНЬКИМИ…»
Персональная выставка Всеволода Мечковского
3 сентября в 17.00 Приморская государственная картинная галерея приглашает на открытие персональной выставки произведений Всеволода Владимировича Мечковского – приморского художника, графика, члена международной ассоциации художников «Fantastica e Visionaria», члена Приморского краевого отделения Союза художников России, член Союза архитекторов, приуроченной к его 75-летнему юбилею.
Сегодня невозможно представить себе творческое пространство Приморья без Всеволода Владимировича. Уже более тридцати лет его работы пробуждают широкий спектр мнений и оценок у зрителей, искусствоведов и коллег. Творчество Всеволода Мечковского наполнено высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. В его мире живут и общаются боги, люди, герои мифов, животные и растения. Этот мир предельно предметен и предельно индивидуален. Мастеру удалось то, что удаётся не многим – создать уникальное пространство, обрести и в жизни, и в творчестве свою Музу с «лица необщим выраженьем».
Ставшие крылатыми слова – «полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит» – Николай Васильевич Гоголь вложил в уста главного героя «Мёртвых душ» Чичикова. Думается, они в достаточной степени соответствуют той идее настоящей, глубокой любви к миру, которую несёт в себе творчество Всеволода Мечковского. Название выставки имеет и иное смысловое наполнение – в плане идеи её экспозиционного решения. Сотрудники Приморской картинной галереи дарят возможность зрителю почувствовать и сравнить то, как «звучит» произведение в условном пространстве мастерской (без оформления) и в экспозиции, предлагаем зрителям попробовать полюбить работы «чёрненькими».
Ждем вас в выставочных залах Приморской государственной картинной галереи по адресу: Партизанский пр-т, 12.
Справки по телефону: +7 (423) 242-77-89
Возрастное ограничение: 16+
Выставка продлится по 3 октября.
В.В. Мечковский «Полюби нас чёрненькими…» Н.В. Гоголь
С 3 сентября по 3 октября в бордовом и оливковом залах филиала музея на Партизанском проспекте 12 пройдёт персональная выставка художника Мечковского под таким оригинальным титулом.
Сегодня, безусловно, невозможно представить себе творческое пространство Приморья без Всеволода Владимировича. Уже более тридцати лет его работы пробуждают широкий спектр мнений и оценок у зрителей, искусствоведов и коллег. Впервые в серьёзном профессиональном формате мастер был представлен в 1988 году на персональной выставке в Приморской краевой картинной галерее. На волне эпохи перемен, взломавшей многолетний лёд доминанты соцреализма в нашей стране, эта выставка в государственном художественном музее, наряду с выставкой группы художников «Владивосток», по сути, открыла новую главу в истории дальневосточного изобразительного искусства.
Данная встреча с автором в Приморской государственной картинной галерее, шестая по счёту, посвящена 75-летнему юбилею Всеволода Владимировича. Ставшие крылатыми слова – «полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит» – Николай Васильевич Гоголь вложил в уста главного героя «Мёртвых душ» Чичикова. Думается, они в достаточной степени соответствуют той идее настоящей, глубокой любви к миру, которую несёт в себе творчество Всеволода Мечковского.
Художник вспоминает: «Родился в конце 1945 года от смертельно больной (скоротечная чахотка) матери и отца-фронтовика, нашпигованного военным железом… Родился «вопреки», ибо врачи настоятельно рекомендовали избавиться от младенца. Через несколько недель мама умирает, и, если бы не бабушка – ленинградка-блокадница, которая меня буквально вытащила с того света и в конечном итоге подняла на ноги… Себя считаю ленинградцем, поскольку с марта 1946 до апреля 1952 – шесть главных лет, когда формируется интеллект человека – провёл в сём славном «граде Петра» и, что ещё замечательно, успел принять крещение в Исаакиевском соборе в марте 1946 года. Успел до его закрытия. Уж больно хил был ребёнок, и бабушка Дарья Андреевна, светлая ей память, опасаясь, что младенец может «преставиться», первым делом окрестила его (то есть меня) – «как же, негоже, чтоб малец предстал нехристью пред очи Господа». Позже, в 1952-ом, отец забрал меня…».
Наверняка в эти «шесть главных лет» формируется не только интеллект, но и базовая эмоциональная программа, с которой человек идёт по жизни. И та вселенская волна любви, которой Природа наполнила сердце ребёнка, пропитала впоследствии и его работы.
Для того чтобы помочь зрителю войти в творческий мир мастера, считаю уместным обратиться к тексту Андрея Кончаловского: «Человечество любят не гуманисты, а циники…» (в полном объёме этот текст легко найти). Известный режиссёр, обращаясь к наработкам греческой философской школы киников (циников), пишет: «Циники – это люди, которые понимают, что в человеке хорошего ровно столько, сколько плохого. Именно это позволяет цинику не удивляться, когда человек поступает плохо. Признать за человеком возможность быть скотом – не значит быть плохим… И, если вы помните об этом, это не значит, что вы плохой, ровно наоборот. Если человек любит человека, зная, что он может быть дерьмом, значит любит по-настоящему».
Именно поэтому, несмотря на заложенные в иных работах жёсткость, беспощадность и гротеск, в целом творчество Всеволода Мечковского наполнено высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. В его мире живут и общаются боги, люди, герои мифов, животные и растения. Этот мир предельно предметен и предельно индивидуален. Мастеру удалось то, что удаётся не многим – создать уникальное пространство, обрести и в жизни, и в творчестве свою Музу с «лица необщим выраженьем».
Название выставки имеет и иное смысловое наполнение – в плане идеи её экспозиционного решения. Тот, кто регулярно общается с художниками и посещает мастерские, как правило, нарабатывает навык прямого и непосредственного контакта с произведением искусства. И в этом случае уже утрачивает значение то, каким образом оформлена работа: имеет ли она раму, например, и какую именно – для живописи; или в паспарту какого цвета облачено – для графического листа. Безусловно, в варианте публичного показа традиция грамотно оформленной работы сохраняет свою актуальность. Однако в данном случае сотрудники Приморской картинной галереи решили дать возможность зрителю почувствовать и сравнить то, как «звучит» произведение в том и другом случае – в условном пространстве мастерской и в профессиональном выставочном зале. Предложить публике попробовать полюбить работы «чёрненькими».
Физический переезд художника на другой конец страны не ослабил его духовной связи с Приморьем и дружбы с нашим музеем. Всеволод Владимирович продолжает активно работать, поэтому есть уверенность, что данное путешествие в творческую вселенную мастера – не последнее.
Юрий ВОЛКОГОНОВ,
младший научный сотрудник
выставочного отдела, куратор выставки